Удивительные контрасты музыки Д. Шестаковича

Музыка страниц Д. Шестаковича – один из самых замечательных примеров программной изобразительности, когда звуки рождают картины, обладающие почти зрительной яркостью. Но композитор не только изобразил события 9 января; он передал их глубокий смысл. Сцена расстрела воспринимается как столкновение народной массы с бездушно жестокой, враждебной народу силой. Здесь выражена идея несовместимости народных интересов, дум и чувств со злой волей самодержавных властителей России. В последующих частях симфонии композитор воплощает прозрение народа, вступающего на путь революционной борьбы.

Третья часть Одиннадцатой симфонии – траурная – обрамлена мелодией похоронного марша «Вы жертвою пали». Средний раздел, где проходит простая выразительная мелодия (как полнозвучно, вдохновенно поют здесь струнные инструменты!), заключает в себе новую кульминацию. Эта часть по-бетховенски сурова: она выражает не только печаль, но и решимость идти вперед, через смерть и горе, навстречу победе.

Переход от третьей части к финалу  – один из тех резких контрастов, которые типичны для симфонизма Шостаковича. Замирает мелодия «Вы жертвою пали», и с внезапной силой, громко и уверенно звучит финальная тема, построенная на оборотах революционной песни «Беснуйтесь, тираны».

Финал – это пламя разгорающегося пожара революции. Он насыщен революционно-песенными интонациями, наэлектризован сменой упругих ритмов. Наибольшая роль принадлежит интонациям песен «Беснуйтесь, тираны» и «Варшавянка».

В последний раз возвращается музыка «Дворцовой площади» – воспоминание о только что пережитом. И снова, как во второй части, композитор рисует приближение огромной толпы, пользуясь тематическим материалом хоровой поэмы «9 января». Не с крестами, не с царскими портретами идет теперь народ к Дворцовой площади. Это народ-мститель. Симфонию венчает образ революции, штурма старого мира.

Ни одно из произведений, написанных Шостаковичем ранее, не воплощало с такой эпической мощью народ – угнетенный и поднявшийся на революционную борьбу. Одиннадцатая симфония – народная музыкальная драма; народ здесь – главное действующее лицо.

Подлинная демократичность произведения сказалась не только в программном замысле, содержании, но и в музыкальном языке. Автор адресует свою музыку широчайшей аудитории. Симфония не лишена плакатности, которая подчеркивает внутреннюю значительность ее образов.

Особенный интерес представляет использование песенно-революционного фольклора. Композитор претворил его по-своему, в соответствии с особенностями индивидуального стиля. Он свободно развивает песенные темы; иногда пользуется лишь фрагментами революционно-песенных мелодий.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189