амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

«Унификация» учеников в классе Римского-Корсакова

Любопытную портретную зарисовку своего выпуска, например, приводит Золотарев, одновременно с которым весной 1900 года у Римского-Корсакова кончали Ф. Акименко, Н. Амани, А. Капп и И. Крыжановский. «Крыжановский писал под сильным влиянием музыки Чайковского, Капп был тогда правоверным вагнерианцем, Амани и Акименко тяготели к некоторой изысканности музыкального языка, я – точно и определенно к русской школе, преимущественно к музыке Римского-Корсакова». Для нас в этой зарисовке важна, конечно, не степень правильности данных Золотаревым характеристик. Важно то, что ученики Римского- Корсакова, составляя единую «семью» (как определяет сам Золотарев), своим музыкальным творчеством подчас решительно отличались друг от друга.

Римский-Корсаков не препятствовал художественному самоопределению учеников и проявлял решительную нетерпимость лишь в тех случаях, когда наблюдал (или хотя бы подозревал) у них антиреалистическую направленность. Но это не означает, конечно, что он должен был соглашаться с любым их исканием или что он не имел права их по-разному оценивать.

Несколько примеров позволят конкретизировать сказанное. Так, из всех нерусских учеников самым близким Римскому- Корсакову оказался Спендиаров. Это вполне закономерно вытекало из сходства эстетических взглядов учителя и ученика и, главное, из общности их творческих устремлений и тяготений. Значительно сложнее было отношение Римского-Корсакова к Лысенко.

Лысенко поступил в Петербургскую консерваторию тогда, когда Римский-Корсаков только начинал свою преподавательскую деятельность. Лысенко уже был крупным знатоком народной, музыки и автором ряда признанных на Украине произведений. К тому же, оба композитора были почти ровесниками. Лысенко учиться специально к Римскому-Корсакову и навсегда остался ему благодарен за руководство и помощь.

Немалым в понимании особенностей украинской народной музыки обязан был ученику (как уже говорилось) сам Римский- Корсаков. Но некоторые произведения Лысенко Римскому- Корсакову не нравились. Так, в частности, обстояло дело с оперой «Тарас Бульба», о которой неодобрительное суждение Римского- Корсакова зафиксировано не только в «Летописи», но и в воспоминаниях И. Ф. Тюменева Правда, Римский-Корсаков слышал эту оперу не целиком, а одни лишь (к тому же наименее удачные) польские сцены, и вполне возможно, что знакомство, например, со сценой казацкого круга в определенной мере изменило бы его суждение. Но главное, по-видимому, заключалось в ином. Римский-Корсаков много работал над претворением украинской тематики, причем некоторые сюжеты опер у него и у Лысенко прямо совпадали. Естественно, что различный характер композиторских решений не мог не отразиться на оценке Римским-Корсаковым тех или иных произведений Лысенко.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама