амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Уроки вежливости

Такой разговор с детьми — а их у опытной учительницы много в течение года — это маленький урок морали, конкретный, зримый, доступный каждому ребенку.

Но не следует думать, что, чем старше дети, тем меньше они нуждаются в таких «объяснительных» уроках вежливости, внимательности, честности, товарищества, дисциплинированности. Наоборот, физические и духовные возможности детей, их связи с окружающими людьми растут гораздо быстрее, чем их практический опыт поведения. И они во все большем объеме нуждаются в нравственных знаниях, помогающих им правильно ориентироваться в окружающей обстановке и правильно поступать.

Однако здесь уже недостаточен простой метод иллюстрации. Опираясь на возросшую способность аналитического мышления, важно учить старших детей умению самостоятельно находить нужный способ поведения, глубже осмысливать сущность самого нравственного понятия и многообразие его проявлений в жизни. Это диктует новый метод воспитательной беседы.

Вот один из образцов такой беседы — «О внимательности и предупредительности», проведенной в шестом классе педагогом Е. Поляковым.

Вначале педагог на конкретном примере показал различие между простым понятием «внимание» и нравственным понятием «внимательность». Учащиеся поняли: обращать внимание на кого-либо — еще не значит проявлять внимательность. Вместе с тем педагог подчеркнул: «Но внимание и внимательность, хотя и различные понятия, связаны между собой. В самом деле, если я не обращаю внимания на то, что происходит вокруг меня, не замечаю даже людей, находящихся рядом со мной, я, конечно, не могу проявить к ним ни внимательности, ни предупредительности».

Кто скажет, как надо поступить в данном случае, чтобы проявить предупредительность?

Ученик. Как только у учителя сломался карандаш, надо было предложить ему свой, а его карандаш попросить поточить.

Учитель. Верно. Надо предупредить просьбу, а для этого надо уметь видеть затруднение человека раньше, чем он сам скажет об этом, и оказать ему помощь раньше, чем он обратится с просьбой».

Иногда, подчеркнул педагог, мы причиняем людям неприятности, даже страдания, не замечая этого, оттого, что не думаем, какое впечатление произведут на окружающих людей наши слова или наши поступки.

Учитель рассказал о девочке, страдавшей косоглазием. Она очень болезненно переживала, когда ее называли косой. А некоторые ребята с легкостью бросали это слово, совершенно не думая, как его воспринимает девочка.

Или другой случай. Группа ребят отправилась в лес. К вечеру двое не вернулись. Матери подняли тревогу. Начались поиски, которые продолжались всю ночь. А утром «потерявшиеся» сами явились. Оказалось, после прогулки они, никого не предупредив, отправились к жившему по соседству приятелю-рыболову и заночевали у него, чтобы на зорьке порыбачить.

Хорошие уроки работы в excel нужны всем: и ученикам и взрослым. Именно такие уроки можно найти на блоге Твой МВА.

«Они заботились только о себе, о своих удовольствиях, — сказал педагог, — и совсем не подумали о том, как отразится их поступок на других, какие переживания он вызовет».

Малышей удовлетворяет краткая беседа, содержащая один факт и простой вывод из него. Для подростков интересна более развернутая беседа, насыщенная разнообразными фактами. Для малышей важен сам факт и личное отношение к нему педагога. Подростков же привлекают общие нравственные понятия, их анализ и сопоставление, а факты для них лишь вспомогательный иллюстрирующий материал. И преподаватель на первый план выдвигает уже не только свой личный пример или отношение, а подчеркивает объективную необходимость морального требования, общественную оценку того или иного поведения. Перед малышами педагог прямо формулирует нравственный вывод, а в беседе с подростками он стремится к тому, чтобы они сами подошли к этому выводу.

Конечно, эти различия носят относительный характер. Многое зависит от уровня развития и воспитанности детей, от состояния воспитательной работы в коллективе и т. д.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама