Успехи советских композиторов в 20-30-х годах

К большим творческим успехам в 20-30-х годах пришли крупнейшие советские композиторы – С. Прокофьев, вернувшийся на родину после долговременного пребывания за границей, Н. Мясковский, Р. Глиэр, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, Ю. Шапорин, Б. Лятошинский (Украина), У. Гаджибеков (Азербайджан), талантливые мастера песенного жанра  – И. Дунаевский, В. Захаров, А. Александров, М. Блантер. Выдвинулись композиторы молодого поколения, только что начавшие свой творческий путь, – Т. Хренников, И. Дзержинский, В. Мурадели, Н. Будашкин, Г. Свиридов,

А. Баланчивадзе и Ш. Мшвелидзе (Грузия), А. Богатырев (Белоруссия), Н. Жиганов (Татарская АССР) и многие другие.

В росте различных жанров музыкального творчества еще сказывалась неравномерность. Наиболее велики были достижения в области симфонической музыки, ораториального жанра, массовой песни. Такие произведения, как Пятая симфония Д. Шостаковича, Двадцать первая симфония Н. Мясковского, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, лучшие песни тех лет, могут быть названы советской музыкальной классикой. Что же касается оперного искусства, то оно блистало столь же крупными успехами. Качественно отставали в своем развитии жанры романса, камерной фортепианной музыки.

Неравномерно развивалась музыкальная культура советских республик; это было обусловлено историческими причинами. Естественно, что музыка Украины, Грузии, Армении, профессиональная музыкальная культура которых возникла еще в дореволюционные годы, находилась на более высоком уровне по сравнению с музыкой республик, где профессиональное музыкальное творчество начало складываться лишь недавно.

Наше музыкальное творчество было еще подвержено модернистским влияниям, хотя победа реалистического направления обозначалась достаточно определенно.

Статьи «Правды» были нацелены против формализма и грубого натурализма, против уродливого «леванкого новаторства». Однако в статье «Сумбур вместо музыки», наряду с правильными положениями, имели место отрицательные тенденции, характерные для периода культа личности. Статья отмечала недостатки, присущие первой редакции оперы, и вместе с тем умалчивала о сильных, реалистически убедительных эпизодах произведения. Кроме того общий тон статьи противоречил ленинским указаниям о том, что талант требует бережного к себе отношения.

Редакционные статьи «Правды» вызвали оживленную творческую дискуссию в Союзе композиторов, на страницах прессы.

Анти-реалистические тенденции проявились также в творческой деятельности некоторой части композиторской молодежи. Тут сказывалась недостаточная связь с жизнью, замкнутость в сфере сугубо личных переживаний, увлечение формальным экспериментаторством.

С другой стороны, имели место упрощенчество, эпигонство, когда развитие классических традиций подменялось использованием штампованных, рутинных приемов, живые, рожденные сегодняшним днем интонации уступали место архаическим оборотам. Появились произведения, свидетельствующие о недостаточно высокой профессиональной подготовленности их авторов.

Отдельные неудачи, неверные тенденции, проявившиеся в некоторых произведениях, не могли изменить общей картины мощного подъема музыкального творчества.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189