Важная особенность оратории Коваля

От песни к камерному вокальному циклу, от камерной музыки к оратории, от оратории к опере  – таков творческий путь Коваля. На этом пути «Емельян Пугачев»  – значительная памятная веха. Оратория написана по одноименной поэме А. Каменского. В первоначальном своем виде она носила футуристический характер, но была затем переработана автором. Литературный текст оратории обладает известными достоинствами. Смелыми, «броскими» штрихами очерчены образ восставшего народа, образ Пугачева, воплощающий могучую бунтарскую силу и несокрушимую веру в победу народных масс. Надо отметить сочность, колоритность языка, широкое использование фольклорных приемов.

Важная особенность текста некоторых частей оратории  – его действенность. Она проявилась, например, в одиннадцатой части («Предательство»). Этот монолог Пугачева  – настоящая оперная сцена, насыщенная динамикой. Читая текст, даже без музыки, ясно представляешь себе те или иные мизансцены, жесты и мимику исполнителя.

Эй, бродяга-дружище!

Эй, Вороной!

Что ты там ищешь в степи стороной?

Куда же ты делся, эй, Вороной?

Эй, Вороной,

Не ходи стороной,

Стороной ходит зверь,

Не верь!

Нет, не видать.

Степь  – благодать.

Звезды да тишь,

Слышь!

Столь же динамичен и действен текст сцены казни. Охваченный волнением народ лихорадочно следит за всем, что происходит, и перед нами встает трагическая картина – последние минуты жизни Пугачева, запечатленные в народном сознании.

К сожалению, текст Каменского не свободен от некоторой изысканности, от футуристических приемов. Встречаются надуманные образы («Звезды шепотом осенним тянут, тянут нить»). Нельзя одобрить футуристическое «словотворчество»: «Гай, ну, чеши, шарабарь, пляши, шарабарь, чундырь, заводи, бунтырь».

Оратория Коваля состоит из тринадцати частей (хоры и сольные номера – песни и монологи Пугачева, Устиньи, башкирской девушки). Вначале показан обездоленный люд, согнутый бесправием, непосильной работой; он еще не видит, где же выход, не знает, какая богатырская сила таится в нем самом. Но вот появляется Пугачев. Его призыв отбирать добро «у дворян, у помещиков, у купцов, у монетчиков» всколыхнул «холопскую рать». Народ уже не плачет, не стонет, он рвет цепи рабства и зажигает пламя великого пожара. Невольно вспоминаются сцены из «Бориса Годунова» Мусоргского  – пролог, где народная масса покорно несет свое тяжкое бремя, и сцена под Кромами  – народное восстание. Влияние этого великого композитора во многом определило музыкальную драматургию и вокально-интонационный строй оратории Коваля.

«Боль, скорбь, страдание, гнев, страстность сопротивления насилию и ласка, сердечность – все, что так волнует в литературе и сказах о народных вздымающихся волнах.  Коваль умеет передать в мелодике глубокого сочувствия»,  – писал Б. Асафьев.

В соответствии с характером текста композитор по-новому раскрыл возможности ораториального жанра. Острый драматизм, действенность насыщают не только литературный текст, но и музыку.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189