амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Важность широкого сочетания разнообразных воспитательных средств

Средства эти не просто механически «сосуществуют», нет, эффект одного из них взаимодействует с эффектом другого, и все они органически переплетаются и сливаются, обеспечивая целостное — духовное и нравственное, физическое и эстетическое — развитие детей.

В полной мере это относится и к разобранным нами четырем способам словесного воздействия: внушению, разъяснению, убеждению и побуждению. Каждое из них, как мы уже подробно разобрали, обращается к той или иной стороне психики. Внушение воздействует на чувство ребенка, разъяснение — на его мышление, убеждение — на сознание в целом, побуждение — на волю. Но любая из этих сторон психики человека не существует сама по себе, они органически связаны. Поэтому и названные средства словесного воздействия обладают — каждая — лишь относительной самостоятельностью. В реальной жизни они практически и постоянно взаимодействуют между собой, а также с другими педагогическими средствами.

Приведем некоторые примеры такого взаимодействия в практике семейного воспитания, описанные краснодарским психологом Т. Агафоновым.

… Олег Н. попал под влияние Славы — дезорганизатора и неуспевающего ученика, который остался безнадзорным после того, как отец ушел из семьи, а мать, занятая на работе, не могла уделять внимание сыну.

Сегодня каждый уважающий себя бизнесмен или богатый человек скажет вам чтонедвижимость на лазурном берегу — это лучшее капиталовложение, ведь с каждым годом такая недвижимость будут только увеличиваться в стоимости.

Родители Олега (отец — инженер, мать — домохозяйка) запрещали сыну дружить «с испорченным уличным мальчишкой», но безуспешно. В восьмом классе оба мальчика остались на второй год, интерес их к учению все более ослабевал. Они стали пропускать занятия в школе, поздно задерживаться на улице, курить.

Родители Олега решили пойти на «рискованный шаг»: легализовать дружбу сына со Славой и взять ее под свой педагогически продуманный контроль. План действий был придуман такой: купят три билета в театр на пьесу «Иван Рыбаков», а в день спектакля мать, ссылаясь на нездоровье, откажется пойти и предложит Олегу пригласить Славу. Так она и поступила. Сын был поражен и обрадован этим предложением. Как бы не веря тому, что слышит, он переспрашивал:

–     Славу? А можно? Нет, ты серьезно, мама? А папа разрешит?

Содержание пьесы, посвященной большой воспитательной проблеме, давало отцу возможность завязать с подростками острый разговор на моральные темы. Но он сознательно воздержался от этого, во-первых, потому, что нецелесообразно было разжижать «морализацией» идею пьесы, которая, как он видел, и без того дошла до сознания подростков и взволновала их; во-вторых, чтобы придать более непринужденный характер первому шагу своего сближения с товарищем сына.

За завтраком отец, обращаясь как бы только к матери, сказал:

–     Мне понравился Слава. В нем есть что-то хорошее. Из него может вырасти настоящий человек.

Мать заметила:

–     Да? Я очень рада, — и, повернувшись к сыну, осведомилась: — Папа не ошибается в своем мнении о твоем товарище?

Олег горячо ответил:

–     Он умный, у него сильная воля.

Правда, факты позволяли родителям возразить сыну, однако они воздержались от этого. Мать предложила Олегу, чтобы он, если желает, готовил уроки и проводил свободное время вместе со Славой у них дома. Отец не замедлил поддержать это предложение.

Вскоре отец взял подростков на заводской вечер: группу работников их завода награждали орденами и медалями. Среди награжденных было и несколько совсем молодых рабочих, недавно окончивших ремесленное училище. Проникновенные речи о трудовой доблести, празднично-патриотическая атмосфера всего вечера произвели большое впечатление на подростков. В дальнейшем отец не раз говорил с сыном и его товарищем о героических буднях советских людей.

В конце второй недели «новой линии» отец пришел к выводу, что теперь уже можно и нужно решительно поставить вопрос об учебных делах Олега и Славы. Разговор он начал прямо с того, что был в школе и узнал, что хвастаться им пока нечем… Прежде при подобных разговорах с родителями Олег как-то понуро отмалчивался, тупо глядя в одну точку. Теперь же он покраснел и невнятно обещал «выправить» успеваемость. Примерно так же вел себя и Слава. Было очевидно, что у мальчиков нет еще настоящей готовности всерьез взяться за учение, но зато нет и прежнего равнодушия. Отец, подчеркнув лишь, что главное — это желание и упорство, предложил ребятам начать заниматься с репетитором.

Помощь репетитора сразу же сказалась положительно на успеваемости и, естественно, на самочувствии подростков. Через пять месяцев, воодушевленные своими успехами, мальчики уже самостоятельно (лишь под контролем родителей Олега) занимались не только по математике и физике, но и по другим предметам, получая хорошие отметки. Чтобы ослабить влияние улицы на подростков, их вовлекли в школе в авиамодельный и спортивный кружки. Родители часто беседовали с ребятами об их успехах, о прочитанных книгах, приглашали с собой в кино. Отец находил время для выезда с подростками за город — на охоту, рыбную ловлю.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама