Важные произведения А. А. Спендиарова

Наиболее значительные произведения, написанные Спендиаровым в дореволюционные годы, относятся к симфоническому и вокальному жанрам. Композитор создал ряд романсов, инструментальные пьесы. В своем творчестве Спендиаров тяготел к программности, к конкретным сюжетам, часто связанным с жизнью народа. Его привлекал сюитный принцип построения циклических форм, миниатюризм (отчасти лядовского типа). Тонкий и поэтичный художник, он стремился к сочной красочности и одновременно прозрачности звучания, изяществу, ювелирной тщательности отделки. Народные мелодии Спендиаров разрабатывал в вариационном плане  – здесь опять-таки сказалась его творческая связь с русской музыкальной школой. Песенность, мелодичность сочетаются в его творчестве с богатством ритмов, зачастую танцевальных.

Спендиаров  – выдающийся мастер оркестрового колорита. Он унаследовал и по-своему применил корсаковские приемы оркестровой живописи. Пользуясь обычным инструментарием, композитор нередко имитировал народные инструменты Кавказа. «У Спендиарова гобои, английский рожок, кларнет сплошь и рядом звучат, как меланхоличный дудуки или пламенно страстная зурна, а скрипки, как кеманча и тар»»  – пишет Шавердян в цитированной выше книжке. Оркестровая звукопись часто служит Спендиарову целям программной изобразительности (ручей, шествие каравана в симфонической картине «Три пальмы»),

В 1916 году Александр Афанасьевич знакомится с замечательным армянским поэтом Ованесом Туманяном. Вскоре композитор приступает к работе над оперой, положив в ее основу поэму О. Туманяна «Взятие Тмкаберта». Либретто было написано русской поэтессой Софьей Парнок.

Спендиаров уже давно намеревался переселиться в Армению. В 1924 году правительство Армянской республики пригласило композитора переехать в ЕревА. Спендиаров с радостью принимает это предложение. В последние четыре года своей жизни он отдает все силы делу развития музыкальной культуры Советской Армении. Он преподает в Ереванской консерватории, организует там оркестровый класс, выступает как дирижер. В эти годы Спендиаров получает возможность особенно хорошо узнать музыку родного народа. Он заслушивается пением и игрой народных мастеров, восхищается музыкой Комитаса: «Я открыл великого армянского композитора, который отныне будет в числе моих учителей»,  – говорил Спендиаров о Комитасе.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189