Великий вклад предков нынешних узбеков в музыкальную культуру Средневековья

Победа ислама привела к существенным изменениям во всей музыкальной жизни. Однако востоковедение уже твердо отказалось от мысли полностью приписывать арабам заслуги в области строительства средневековой мусульманской науки, литературы и искусства. Правда, в течение нескольких столетий арабская образованность была господствующей в покоренных арабами странах, в том числе и в Средней Азии. Но созданная ими культура отнюдь не была такой монолитной, как долгое время любили изображать буржуазные ученые. Покорив много народов с тысячелетним культурным достоянием, арабы сами впитали и переработали это последнее. Поэтому в так называемой «арабской» музыке можно найти немало элементов, принадлежащих вовсе не арабам.

Исследователи еще не конкретизировали и не уточнили содержание и масштаб участия народов нашей страны в формировании передовой средневековой музыкальной культуры мусульманского Востока. Но вполне достаточно отметить, что народы Узбекистана имеют право гордиться двумя великими учеными-мыслителями и вместе с тем выдающимися музыкантами-теоретиками. Один из них – замечательный философ, математик и музыкант аль-Фараби из несуществующего более города Фараб на берегу Сыр-Дарьи, названный за многогранность и глубину познаний «вторым <Сподразумевается: после Аристотеля> учителем». Другой – блестящий ученый, философ, врач и музыкант Ибн Сина из окрестностей Бухары, получивший в устах реакции прозвище «нечестивого вольнодумца» и широко известный в Западной Европе под искаженным именем Авиценны

Упрочение в Средней Азии феодальных отношений обусловило еще более резкую, чем раньше, дифференциацию музыкальной практики знати и народных масс. В продолжение нескольких ближайших столетий музыкальное искусство господствующих классов постепенно приобрело пышный, почти расточительный характер. В придворном музыкальном творчестве понемногу выработались чрезвычайно утонченные композиционные приемы, тесно связанные с шаблонами поэтики и в огромной мере подчиненные рационалистической стилизации. Это привело к закреплению того внешне импровизационного, а по существу строго канонизированного вокально-инструментального типа макома, к которому сейчас иногда прилагают название «классической музыки». В широких же народных массах по-прежнему полнокровно и плодотворно бился живой родник искусства. И мракобесы-феодалы вместе с фанатиками-муллами вели против него ожесточенную борьбу Особое значение в музыкальной культуре средневекового Узбекистана приобрела городская музыка, получившая многообразное отражение в среднеазиатской литературе и миниатюрной живописи Исторически она сыграла видную роль в создании крепкого музыкального профессионализма и в выработке действенной творческой и исполнительской традиции. На равных правах с другими ремесленными цехами в Средней Азии существовали артистические цехи (мехтерлик), в которые музыканты входили совместно с фокусниками, канатоходцами, кукловодами и т. д. Целая система предписаний и правил регламентировала учение, совершенствование и практическую деятельность членов цеха, а специальный устав (рисоля), давал необходимые жизненные наставления и излагал в форме правил обязанности и запреты.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189