Военная тематика в творчестве Н. Я. Мясковского

Период Великой Отечественной войны отражен Мясковским в кантате «Киров с нами» по одноименной поэме Н. Тихонова. Военными годами навеяны некоторые образы Двадцать второй и Двадцать четвертой симфоний, Девятого квартета.

Последние годы Николая Яковлевича, как и вся его жизнь, были наполнены напряженным трудом, преодолевающим болезнь, усталость, старость.

Стремясь к наибольшей ясности, естественности музыкального языка, композитор отказался от некоторых острых и сложных приемов, которые раньше были у него «на вооружении». Его стиль приобрел черты академической строгости.

К числу последних выдающихся сочинений Мясковского относятся Вторая соната для виолончели и фортепиано, Тринадцатый квартет. Но особенно хороша его последняя – Двадцать седьмая симфония, исполненная уже после смерти автора.

Вступительное Adagio Двадцать седьмой симфонии – одна из трагических страниц творчества Мясковского. Что-то суровое и неумолимое встает перед нами, когда фагот в низком мрачном регистре ведет свою тему. Словно черная тень легла на пути… Ритм виолончелей и контрабасов подобен тихому биению сердца. Но этот же сумрачный образ служит источником следующего далее Allegro – в нем тревога, волнение, окрыленный порыв.

Трагическое начало выражено и в среднем эпизоде второй части. Его тема звучит грозно и повелительно. Ритм сопровождения напоминает зловещие ритмы из «Пиковой дамы» (старуха графиня). Это композиционный центр симфонии, ее главная кульминация.

Основная линия развития («сквозное действие») симфонии направлена к преодолению мрачных, враждебных человеку сил.

Такова, например, роль главной темы Allegro первой части. Далее отметим просветленно-возвышенные образы в первой и второй частях. Особенно захватывает слушателей широкая тема второй части. Ее развитие – половодье чувств. Как хочется жить, видеть красивые деревья, солнечные восходы, дорогих и близких людей – вот о чем поет эта вдохновенная музыка. Восприятие родных полей, лесов слито с глубокими переживаниями. Природа – источник, откуда человек черпает новые душевные силы. Вспоминаются слова поэта:

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

И еще один образ, противопоставленный трагическому началу, – величественное, ликующее шествие в финале. «Не случайно композитор обратился к теме, родственной песне «Слава»,– музыкальному образу народного ликования, – увенчав именно этой темой стройное здание симфонии», – писала В. Васина-Гроссман.

Двадцать седьмая симфония повествует о жизни и смерти. Есть в ней черты автобиографичности. Большой художник окидывает прощальным взором уходящую жизнь. Вместе с тем эта симфония устремлена вперед. Мыслям о смерти противостоит бессмертие. Бессмертна природа, бессмертен народ; в этом автор черпает моральные силы, твердость духа.

Н. Мясковский-художник, его творчество, его музыкально-общественная деятельность – важная, неотъемлемая часть советской музыкальной культуры. Никогда не забудется то, что сделал этот прекрасный мастер, долго и честно служивший делу прогресса советской музыки.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189