Военно-армейская песенность в творчестве А. В. Александрова

В своем творчестве Александров не мог пройти мимо традиций военной армейской песенности. Он воспользовался материалом старых солдатских песен, походных песен гражданской войны, красноармейских частушек. Упругие походные ритмы, боевые обороты и звонкие подголоски, свойственные казачьему фольклору, звучат в «Эшелонной» на слова Колычева. Как и многие другие песни этого типа, она исполняется с постепенным нарастанием звучности (crescendo) и ускорением темпа; к концу песни звучность ослабевает и сходит на нет (diminuendo). Динамический план исполнения может быть выражен графически:  Такая динамика характерна для некоторых армейских песен; отряд, идущий по дороге с песней, постепенно приближается, а затем уходит все дальше и, наконец, исчезает в степи. Сопровождение этой песни имеет свое лицо, свой ритмический рисунок, подчеркивающий активный, волевой склад музыки. Однако в большей части других песен Александров строил аккомпанемент более элементарно, ограничиваясь в основном дублировкой хора и солистов.

Привлекает певучестью и скрытым лиризмом походная песня «Забайкальская» (слова Алымова). Задорно и лихо звучит песня «Бейте с неба, самолеты» (слова Алымова), – припев ее построен на ритмически острой перекличке голосов. Эта песня стала частью современного армейского фольклора.

Во всех без исключения песнях Александра Васильевича сказывается хороший музыкальный вкус и крепкая композиторская техника. Однако некоторым его песням недостает мелодической яркости; поэтому они не укрепились в песенном репертуаре.

Когда началась Великая Отечественная война, Александров создал свою знаменитую песню «Священная война». Она прозвучала впервые на Белорусском вокзале (Москва), и слушали ее советские воины, направляемые на Западный фронт. Прошло немного времени, и песня стала «музыкальной эмблемой» Отечественной войны. Ее музыка очень проста, но в этой простоте скрыта огромная сила художественного обобщения. Когда мы слышим «Священную войну», перед нами встает вся страна, поднявшаяся на борьбу с фашистскими поработителями.

В «Священной войне» композитор вновь обратился к мелодическим оборотам революционных песен. Он пронизал музыку необычайно твердым, уверенным ритмом, близким к ритму марша (хотя размер песни трехдольный, а не четырехдольный).

К военным годам относятся и другие песни Александрова, в том числе «Песня о Советской Армии» («Над тобою шумят как знамена») и «Святое ленинское знамя» (обе на слова О. Колычева).

Многое сделал Александров в области обработки и пропаганды народных песен – старинных и современных. Он записал и обработал ряд песен гражданской войны, например песни Чапаевской дивизии («Гулял по Уралу Чапаев-герой» и другие). Всенародной любовью пользуется записанная и обработанная Александровым песня «По долинам и по взгорьям». Александров воскресил некоторые старые, полузабытые напевы, которые теперь известны. Это «Метелица» Варламова, «Всю-то я вселенную проехал», «Калинка», «Ноченька», «Дуня-тонкопряха». Обрабатывал он и украинские песенные мелодии – «Распрягайте, хлопци, коней», «Сусидка».

Обработки Александрова иногда приближаются к жанру хоровой поэмы. Композитор умело применяет полифонические средства, широко, свободно развивает основную песенную мелодию. Так построены, например, обработки песен «Там вдали за рекой», «Расстрел коммунаров», «Вниз по матушке, по Волге». Некоторые из произведений этого рода были написаны еще в 20-х годах.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189