амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Вокальная музыка Д. Шостаковича

Мастер инструментальных жанров, Д. Шостакович отдавал много сил работе над крупными вокальными сочинениями. Впервые он обращается к жанрам оратории, кантаты, хорового цикла; пишет камерный вокальный цикл («Из еврейской народной поэзии») и ряд других вокальных сочинений (романсы на слова Долматовского, Испанские песни); пишет оперетту «Москва, Черемушки».

Не забывает композитор и тех жанров, в которых он и раньше работал много и успешно. Появляются его Десятая и Одиннадцатая симфонии, новые квартеты. Впервые в истории не только советской, но и русской классической музыки он создает фортепианный цикл – 24 прелюдии и фуги.

Вокальная музыка Шостаковича песенная, связана с фольклором. Народнопесенные интонации столь определенны, что могут быть «опознаны» даже при беглом ознакомлении с произведением. Музыкальный язык легко воспринимается самой широкой аудиторией.

Тяготение композитора к простоте, демократичности музыкально-выразительных средств очень ярко проявилось в оратории «Песнь о лесах», написанной для смешанного хора, хора мальчиков, солистов (тенор и бас) и оркестра. Она состоит из семи частей: «Когда окончилась война», «Оденем Родину в леса», «Воспоминание о прошлом», «Пионеры сажают леса», «Сталинградцы выходят вперед», «Будущая прогулка», «Слава». Особенный успех имели пионерская песня, написанная для хора мальчиков, и следующая часть – о трудовом героизме. Она близка к массовым песням: в ней много динамики, света, энергии.

Произведения, о которых шла речь, а также «Праздничная увертюра», Второй фортепианный концерт могли бы служить иллюстрацией к следующим словам их автора: «Мне думается, что смысл подлинного, а не формального новаторства заключается в том, чтобы суметь несложными средствами, не боясь простых трезвучий и «традиционных» мелодических оборотов, передать новые образы, живые чувства и мысли своих современников. Я думаю, что классические средства музыки таят в себе еще множество прекрасных и неиспользованных возможностей, чтобы создавать на их основе новое, не прибегая к нарочитому козырянию фальшивыми нотами»

Когда мы слушаем хоровые поэмы Шостаковича, перед нами оживают картины революционных демонстраций, митингов, тюремных застенков, расстрела рабочих у Зимнего дворца в день «кровавого воскресенья», картины, озаренные пожарами Пресни, огнем залпов броненосца «Потемкин». Наиболее развитый и драматический хор «Девятое января» по стилю напоминает хоровые сцены из народных музыкальных драм Мусоргского. Влияние его вокально-декламационного стиля, его приемов отображения народной массы заметно и в некоторых других частях цикла. Вместе с тем композитор исходит из общего характера и мелодического склада революционного песенного фольклора.

По сравнению с ораторией и. кантатой хоровые поэмы отмечены большей психологической глубиной, разнообразием и тонкостью гармонических приемов.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама