Вокальные стиль оперы «Алмаст»

В отличие от ораториального лирико-эпического стиля «Абесалома и Этери» музыка «Алмаст» отмечена драматизмом, частыми контрастами, быстрым чередованием различных красок и настроений. Спендиаров тяготеет к более свободным оперным формам по сравнению с оперной драматургией Палиашвили. Наряду с относительно закругленными построениями у Спендиарова большое место занимают свободно построенные сцены, проникнутые внутренним движением, симфонической разработкой тем-лейтмотивов. Сольные вокальные эпизоды представляют собой не традиционные арии, а скорее вокальные монологи; композитор обычно не придерживается в них каких-либо определенных схем. Музыка следует за литературным текстом, тонко передавая его смысловые, эмоциональные оттенки.

Вокальный стиль оперы сочетает широкую, свободно льющуюся кантилену и речитатив, которому Спендиаров уделил много внимания. Композитор проявил большую заботу об интонационной осмысленности, выразительности вокальных партий, в речитативных эпизодах они иногда приближаются к интонациям разговорной речи. Чувствуется, что Спендиаров учитывал огромный опыт русских композиторов, всегда придававших большое значение правдивому интонированию слова.

Велика в опере роль оркестра. Самостоятельные оркестровые эпизоды представляют собой небольшие симфонические пьесы. Но и там, где оркестр сопровождает пение, его партия индивидуализирована; оркестровая фактура зачастую весьма богата и разнообразна.

Спендиаров щедр на гармонические краски. Применяя порой изысканные, острые гармонии, он оправдывает их логикой голосоведения, проявляя в этом отношении большую чуткость. Такое внимание к голосоведению, несомненно, было воспитано в Спендиарове Римским-Корсаковым.

Опера «Алмаст» отмечена тщательной отделкой деталей, некоторой мозаичностью стиля. В музыкальной живописи Спендиарова «мелкая техника» явно преобладает над широкими мазками. Иногда это приводит к чрезмерной стилистической утонченности, несколько противоречащей требованиям оперного жанра. В этих случаях Спендиаров-миниатюрист, мастер музыкальных арабесок, как бы заслоняет Спендиарова, ищущего пути к эпической монументальности.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189