амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии»

Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для трех певцов и фортепиано написан Д. Шестаковичем в 1948 году. Здесь дано противопоставление картин старой жизни бесправной еврейской бедноты и советской действительности. Сольные песни чередуются с дуэтами, трио. В цикле есть и лирические, и бытовые эпизоды, юмор и захватывающий своей жизненностью трагизм.

Первый раздел цикла состоит из восьми частей. Это – тяжелое прошлое. Нельзя равнодушно слушать «Плач об умершем младенце», «Колыбельную», песню-диалог «Брошенный отец» – все это «куски жизни», в них боль за обиженных судьбой людей. Нет слов, чтобы рассказать о трио «Зима», трагической кульминации цикла. В этих звуках безграничное, затопившее весь мир человеческое страдание.

Второй раздел (три части) повествует о новом, счастливом времени. Из темных, сырых подвалов люди вышли на просторы колхозных полей. Льются песни о свободном труде, о родной стране.

Шостакович ввел в свою музыку попевки, наигрыши, лады, типичные для еврейской народной музыки. Фольклорные элементы органически слились с индивидуальным стилем композитора, в частности, с его гармоническими приемами.

Прошло много лет, и Шостакович вновь обратился к музыкально-сценическому жанру. Но не к опере или балету, а к оперетте.

Многих это обстоятельство поразило. Автор трагедийных и героических симфоний, камерных произведений, очень сложных по содержанию и по музыкальному языку, занялся таким «легкомысленным» делом, как оперетта! Некоторые скептически пожимали плечами. А между тем удивляться было нечему: вспомним хотя бы Чехова, который наряду с «Чайкой», «Тремя сестрами», «Вишневым садом» написал ряд водевилей. Большой художник всегда многогранен: для него нет «плохих», «низких» жанров.

В основе спектакля «Москва, Черемушки» очень актуальная тема. Сейчас во всех советских городах строятся десятки и сотни тысяч жилых зданий. Люди получают новые удобные квартиры. Никогда не было у нас такого «великого переселения народов» из старых, ветхих домов, переуплотненных «коммунальных квартир» в новые, прекрасные жилища. На этом основан сюжет оперетты Шостаковича. Действие происходит в Москве, в одном из новых московских районов, возникших буквально «на пустом месте». Этот район – Черемушки – представляет собой как бы целый город, где со сказочной быстротой растут огромные многоэтажные дома.

Либретто принадлежит В. Массу и М. Червинскому, опытным, искусным либреттистам (они же написали либретто для популярных советских оперетт – «Трембита» Ю. Милютина, «Самое заветное» В. Соловьева-Седого, «Белая акация» И. Дунаевского). В оперетте «Москва, Черемушки» есть жизненно правдивые комедийные ситуации. Широко использован уместный здесь прием гиперболических преувеличений с известной долей фантастики.

Однако либретто недостает цельности. Многое идет в нем от принципа обозрения («ревю»). Отсюда – фрагментарность драматургии. Было бы желательно достичь большей непрерывности сюжетного развития.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама