амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Восьмая симфония Д. Шестаковича

О Восьмой симфонии Д. Шестаковича много спорили. Были попытки зачеркнуть ее, предать незаслуженному забвению. С такими нигилистическими тенденциями согласиться нельзя. Другое дело – справедливая критика, не ставящая своей задачей дискриминировать это произведение.

Здесь нельзя не коснуться проблемы трагического в советском искусстве. Трагедийность, как мы ее понимаем, – не только изображение великих страданий, тяжелых жертв, гибели прекрасных, благородных людей, но и незыблемая убежденность в конечном торжестве прогресса над злом и тьмой. Советский художник, раскрывая самые острые конфликты реальной действительности, всегда помнит о великой цели, во имя которой ведется борьба.

Именно эти мысли высказывал сам Шостакович в некоторых своих статьях. Этим принципам он следовал в своих симфониях – оптимистических трагедиях – Пятой, Седьмой. Трагедийность Восьмой симфонии, несмотря на относительно светлые страницы финала, не имеет столь прочных связей с идеей жизнеутверждения, как то было, например, в Седьмой симфонии.

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели – одно из самых глубоких и совершенных по мастерству произведений Шостаковича. И здесь большое место занимают образы гибели. Но, слушая эту музыку, мы понимаем, что она написана художником-гуманистом, ненавидящим смерть и всяческое насилие над человеческой жизнью.

Уже после окончания войны впервые прозвучала Девятая симфония Шостаковича. Ее размеры сравнительно невелики. В ней много веселья, юмора. Внезапное вторжение трагического образа (очень краткая четвертая часть, предшествующая финалу) не нарушает общего светлого колорита этой музыки. Симфония не претендует на большую глубину, внутреннюю «весомость». Несмотря на привлекательные образы, остроумные детали, блестящую технику, ее нельзя отнести к высшим достижениям композитора.

По окончании войны Шостакович становится одним из наиболее активных и известных борцов за мир не только в творческой, но и в общественной деятельности. Дмитрий Дмитриевич был одним из советских делегатов на Всеамериканском конгрессе деятелей науки и культуры, выступавших против угрозы новой войны (Нью-Йорк, 1949); участвовал во Втором конгрессе сторонников мира в Варшаве, в Венском конгрессе народов в защиту мира. Всемирный Совет Мира присудил Шостаковичу Международную премию мира.

За мир, против войны Шостакович выступал и на конгрессах, и в печати, и в своих произведениях. Он говорил, что в своей Десятой симфонии стремился выразить мысли и переживания наших современников, людей, борющихся против поджигателей нового военного пожара. В оратории «Песнь о лесах» тема борьбы за мир раскрывается образами созидательного труда советского народа. Песня Шостаковича «Ветер мира колышет полотна знамен» (слова Долматовского) из фильма «Встреча на Эльбе» известна во многих странах.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама