Возрождение интереса к программным симфониям в послевоенное время

У многих композиторов в послевоенное время воскресает интерес к программной симфонической музыке. Пишутся программные симфонии, симфонические поэмы, сюиты. В области программного симфонизма советским композиторам не удалось тогда достигнуть тех вершин, которые были завоеваны в музыке непрограммной. Иногда ощущалось недостаточное соответствие между программой и музыкальными образами: им не хватало конкретности, жизненности. По длинная программность порой подменялась внешней, неглубокой изобразительностью; композитор иллюстрировал своей музыкой те или иные события, не проникая в их внутренний смысл. Бывало и так, что музыка, следуя за всеми поворотами сюжета, становилась рыхлой по форме. Возникали длинноты, искусственные переходы от одного раздела к другому. Музыкальное развитие имеет свою логику, свои законы; их нельзя нарушать во имя односторонне понимаемого принципа программности.

«Во имя мира и свободы» создавал свою Вторую симфонию Э. Капп. Она названа автором «Эстонской». Через все произведение проходит мелодия эстонской народной песни «Не могу молчать». В связи с программным замыслом она приобретает различный характер.

Теми же идеями вдохновлена симфония А. Скултэ (Латвия), написанная в одно время со Второй симфонией Э. Каппа. А. Скултэ – одаренный композитор, и в его симфонии много хорошей выразительной музыки. Вместе с тем ее программность условна. Лишь отдельные эпизоды воспринимаются в непосредственной связи с авторской словесной программой (мелодия пионерской песни в скерцо, тема марша в финале). Кроме того, симфония не свободна от недостатков формы: есть длинноты; музыкальное звучание слишком долго находится на уровне очень высокого напряжения и пафоса. Эти недостатки особенно были заметны в первой редакции симфонии; во второй редакции они менее ощутимы, но до конца не преодолены.

Видным представителем программного эпического симфонизма оставался Ш. Мшвелидзе, выступивший с Третьей симфонией «Самгори» и симфонической поэмой «Миндия» (по поэме Важа Пшавела). «Самгори» – широко-охватное полотно, запечатлевшее образы прошлого и советской действительности. Музыка рассказывает о том, как советские люди своим трудом превратили

Самгорскую пустыню в цветущий край. Вот названия частей симфонии: «Пустыня», «В пустыню пришли люди», «Мечты о будущем», «Праздник в Самгори». В центре музыкального повествования – народ и природа. (Композитор показывает столкновение старого и нового, торжество свободного, вдохновенного труда. Это особенно рельефно передано в финале, где измененные интонации первой части («Пустыня») сталкиваются с мелодией трудовой песни из второй части. Для стиля симфонии характерны элементы импровизационное™, инструментальная речитативность.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189