амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Вплетение слова в процесс воспитания

В зависимости от обстановки, от состояния самих ребят гибко меняется форма и направленность слова. Нет навязчивости в использовании слова. Оно применяется в качестве внушения или разъяснения, убеждения или побуждения именно тогда, когда — по ходу дела — требуется воздействовать на эмоции или мысль ребят, вызвать у них борьбу чувств, самокритичность или непосредственно подтолкнуть их к действию.

В продуманности самого плана «педагогической операции» и в точном использовании различных способов словесного воздействия — секрет успеха, достигнутого родителями. Этим объясняется и успех другого случая, описанного Т. Агафоновым, хотя по своему характеру он совсем иной.

… Вова Г. около двух лет был связан с воровской группой подростков, имел много приводов в милицию. Он часто пропускал занятия, плохо учился, и уже стоял вопрос об исключении его из школы. Не дожидаясь исключения, Вова бросил школу и окончательно вышел из повиновения родителей. Отцу он заявил: «Если еще раз побьешь — убегу»; старшей сестре-студентке, называвшей его хулиганом и вором, пригрозил расправой.

Обо всем этом отец написал своему брату (инженеру) в Ленинград, прося его взять Вову на время к себе, чтобы изолировать его от воровской компании. Брат, взвесив возможности своей семьи, ответил согласием. Совместно был продуман не только план воспитания Вовы в новых условиях, но и, так сказать, «психологическое введение» к нему.

Больше информации о продукции Белоцерковского комбайно-тракторного завода можно найти на сайте http://www.bktz.com.ua/bul.html/.

Началось оно письмом дяди, которое, хотя и адресовалось всей семье, было рассчитано на племянника. Дядя вспоминал в письме о своих детских и юношеских годах, проведенных в родных краях, писал, что очень хочет провести часть отпуска у них, побродить по родному городу и его окрестностям, увидеть перемены, которые произошли здесь за прошедшие годы. Он просил, чтобы кто-нибудь из семьи был его «проводником» и сообщал, что приедет в начале июля (то есть тогда, когда наиболее свободным был Вова). Письмо обсуждалось всей семьей так, чтобы для Вовы стало очевидным, что «проводником» гостя может быть только он.

По приезде гость с первого же дня использовал племянника в качестве «проводника». Они побывали в центре, на окраине города, на стадионе, в лесу, на рыбалке. Вскоре Вова из «проводника» превратился в слушателя увлекательных рассказов дяди. Живо и красочно он описывал, что раньше было на месте того или иного здания или предприятия. Там, где вырос завод-гигант, 20 лет тому назад была загородная свалка; на месте новой красивой школы был овражек и пустырь, поросший бурьяном; здание Дворца пионеров было когда-то собственностью богатого владельца мельницы… Дядя много рассказывал Вове и о достопримечательностях Ленинграда.

С племянником дядя держался просто и приветливо, но без всякого панибратства. Он одобрительно отмечал у Вовы каждое проявление сообразительности, вежливости, честности, выдержанности. Племянник полюбил дядю, в течение двух недель был с ним неразлучен и старался показать себя только с лучшей стороны.

Однажды, лежа с дядей на берегу реки, Вова в порыве откровенности рассказал о том, что (как ему казалось) дядя не знал: о своей связи с воровской группой подростков. Тогда дядя повел с племянником страстный задушевный разговор и в заключение тут же, на берегу, предложил Вове поехать вместе с ним в Ленинград, чтобы начать «новую жизнь». Вова с радостью согласился.

Новая семья Вовы, состоящая из дяди, тети, 13 -летней сестры и 10 -летнего брата, тепло приняла гостя. Было сделано все, чтобы сразу включить Вову в четко организованный и здоровый режим семьи. Строгий распорядок дня, участие в домашнем труде, интенсивная учебная работа по подготовке к поступлению в седьмой класс под непосредственным наблюдением дяди и тети, конечно, требовали от Вовы значительных усилий. В то же время дружеская атмосфера в семье, увлекательные прогулки по городу, беседы о книгах и кинофильмах за вечерним столом, веселые семейные праздники и игры привлекали мальчика, вызывали у него желание быть достойным доверия дяди.

Дядя не только помнил о недостатках, которые надо было искоренять в Вове, но и стремился увидеть в нем хорошие задатки. Оказалось, что Вова очень любит природу и мечтает быть лесничим. Оха был неутомим и любознателен во время загородных прогулок. Старался проявить себя заботливым по отношению к двоюродным сестре и брату. Все это замечалось и поощрялось.

Как-то дядя с племянником заехали в Лесной институт, где им была предоставлена возможность осмотреть некоторые лаборатории. Это посещение разожгло воображение Вовы, и он более усиленно стал готовиться к поступлению в седьмой класс, куда наконец и был принят.

Большое влияние на Вову оказывали также письма отца и сестры, полные добрых чувств, веры в его силы и гордости за него. Письма эти писались в немалой степени по советам и указаниям дяди.

Во-первых, словесное воздействие не только в устной, но и в письменной форме. Вступительное письмо дяди о его приезде, а затем письма родителей сыну в Ленинград сыграли немаловажную роль в общей программе перевоспитания мальчика. Во-вторых, разговор дяди с племянником на берегу реки, сыгравший роль поворотного момента в жизни Вовы. Это один из примеров использования «метода взрыва», открытого А. С. Макаренко. Суть его состоит в подведении воспитанника к такой грани, когда борьба противоположных чувств приобретает наивысший накал, когда вопрос ставится ребром: или — или. Умелая подготовка воспитателем такой чреватой «взрывом» ситуации, помощь воспитаннику в победе разумного начала, добрых чувств, создание мощной психологической готовности жить по-новому — вот элементы, которые определяют успех применения этого метода.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама