Вторая тема симфонии-кантаты «На поле Куликовом»

Вторая важнейшая тема симфонии-кантаты «На поле Куликовом»  – распевная, широко льющаяся мелодия русского склада. Ее можно назвать «темой России». Во вступлении она отмечена чертами женственности, хрупкой и скорбной красоты. Тихо, прозрачно поет мелодию кларнет на фоне возвышенных гармоний струнных. Несколько далее кружевная фигурация скрипок в сочетании с флейтой соло подчеркивает лирический, почти интимный характер этих страниц. Здесь запечатлен образ блоковской России, обращаясь к которой поэт восклицал:

О, Русь моя! Жена моя!

Однако эта лирическая мелодия не лишена некоторой декламационной  патетики.

Вскоре тема России приобретает иной, более значительный смысл: она звучит во всем оркестре, становится эпически монументальной и вместе с тем драматической.

Еще более грандиозные очертания свойственны этому лейтмотиву, когда он появляется в среднем разделе пролога (кульминации). Тут мы слышим уже не кларнет, как вначале, а призывно-могучий голос тромбонов. Композитор постепенно выходит за рамки блоковского понимания образа родины.

В прологе монументальность и широта звучания темы России сочетаются с трагедийностью (показательно, что отмеченному кульминационному эпизоду предшествуют слова хора  – «Плачь, сердце, плачь»). А в эпилоге этот образ наполняется героическим содержанием, оптимизмом.

После вступления начинается следующий раздел пролога. Он воплощает образ, навеянный гоголевской тройкой из поэмы «Мертвые души»:

Покой нам только снится,

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.

Музыка полна движения, порыва. Основной мотив ложится в основу патетических возгласов хора и словно распыляется вихревыми пассажами оркестра.

Первая часть  – «Каватина Невесты»  – лирическое «интермеццо». Это ария-романс, в ней передана и тихая поэзия русской осени, и красота чистой девической любви. Нежная и вдохновенная музыка рисует образ девушки, все мечты и помыслы которой устремлены в «далекую даль», к воину-жениху.

Хор «В ночь, когда Мамай залег с ордою» (вторая часть)  – большая вокально-симфоническая сцена. Она продолжает драматургическую линию пролога. Сумрачное вступление воссоздает картину последней ночи перед боем. В этой музыке – глубокие думы, «разговор с судьбой». Потом следует раздел, воплотивший мужественную решимость сразиться с врагом. Песню княжеской рати сменяет певучая тема девушек. Заключительный эпизод, где мужской и женский хоры соединяются в одновременном звучании, проникнут ощущением близкой победы.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189