Второстепенные образы оперы «Тихий Дон»

Много образов  «Тихого Дона» показаны «вторым планом». Холодная красавица Наталья оттеняет страстную натуру Аксиньи. Мишук в начале оперы изображен лихим затейником-заводилой (колоритна его прибаутка «Во Донецких, во лесах» во второй картине). Позже, на фронте, он становится революционным вожаком и запевает песню, призывающую к гражданской войне. Старый кучер Сашка  – смешной, добродушный врун и в то же время несчастный, обиженный жизнью человек. Колоритна его «баллада» о том, как он ловил сбежавшего из крепости злодея. Очень выразительны последние реплики Сашки на фоне уходящей вдаль песни «От края и до края». Старый господский кучер с участием и завистью смотрит на тех, кто будет «настоящими людьми».

Народность мелоса «Тихого Дона»  – одна из важнейших причин, обеспечивших опере успех. Интонации мелодий Дзержинского берут свое начало от крестьянских лирических напевов, скорбных причитаний, бойких частушек, мужественных, похожих на марш, песен революции.

«Тихий Дон» написан неровно. Музыка Дзержинского не всегда обладает достаточной выразительностью, иногда она становится вялой и бесцветной. Кроме того, дает себя знать невысокий уровень мастерства. Опере недостает симфонического развития, хотя по характеру драматургии «Тихого Дона» оно необходимо. Многие интонационно-тематические побеги не вырастают в нечто более значительное. Некоторые сцены музыкально излишне статичны или же клочковаты. Многие детали случайны, логически неоправданы. Автор слишком увлекается иллюстративными подробностями, которые вредят целому. Особенно их много в сценах, рисующих скандалы и ссоры, в своеобразном словесном «состязании» Митьки и Мишука (третья картина), в рассказе Сашки.

Одна из наиболее уязвимых сторон оперы – гармонический язык. Здесь отрицательно сказалось стремление композитора к оригинальности, своеобразию, не подкрепленное достаточной техникой. В «Тихом Доне» часто встречаются противоестественные, надуманные гармонии. Гармоническая изощренность иногда соседствует с очень простыми, традиционными оборотами. Всегда далека от совершенства и оркестровка.

Но при всех своих недостатках «Тихий Дон» стал заметной вехой в истории советского оперного творчества. Прав был Б. Асафьев, писавший: «…И драматическая интуиция, и психологическая чуткость к правдивости интонаций и солистов и хора, и мелодическая свежесть  – все это было за Дзержинского и продолжает петь за него. «Тихий Дон»  – на своем этапе  – отстоял и оправдал права на признание здоровых и жизненных корней в советской опере» х.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189