Хоровые сцены оперы «ДАИСИ»

Монументальная хоровая сцена в конце второго действия оперы «ДАИСИ» раскрывает тему войны, защиты родины. Тема эта властно вторгается в мир личных страстей и бурь. Со всех сторон сбегается встревоженный народ. Хор «Враг коварный и жестокий с гор спустился к нам в долину» близок по характеру к маршу; его звучность постепенно усиливается вплоть до мощного fortissimo.

Ниши, появляется Киазо. Он теперь забыл о своих любовных муках. Перед нами воин и гражданин, которому жадно внимает народ. И момент кульминации звучат бессмертные слова Рустамели: «Лучше пасть в бою со славой, чем в позоре жизнь влачить». Этот призыв, брошенный Киазо, подхватывается всем пародом.

Финал второго действия представляет собою торжественный гимн, постепенно разрастающийся до могучего звучания (солисты, хор и оркестр). Гармония и фактура близки органному хоральному стилю, который Палиашвили, будучи органистом, хорошо знал и чувствовал, варьируя тему гимна, композитор включает различные группы исполнителей: сначала поет солист (Киазо) с оркестром, потом хор (piano), наконец, солисты (квинтет) и хор с оркестром (forte, затем fortissimo).

Заключительная массовая сцена второго действия отчасти родственна торжественным финалам, характерным для стиля так называемой «большой оперы» (типа «Аиды» Верди). Но музыка этой сцены национально самобытна.

В последнем, третьем действии драматургическое напряжение еще более усиливается. Действие это сравнительно невелико и отмечено большей, по сравнению с предыдущими действиями, непрерывностью музыкального развития. В нем отсутствуют отдельные закругленные номера.

Оркестровое вступление (интермеццо) основано на музыкальном материале арии Малхаза из первого действия. Эта спокойная прозрачная музыка контрастно оттеняет драматизм следующей сцены – объяснения Киазо и Маро. Образ Киазо приобретает теперь зловещие черты. В его словах и в музыке звучит скрытая угроза, подчеркнутая ритмом и суровыми гармониями оркестра. Грозовые тучи сгущаются. Вот и Малхаз. Впервые соперники встретились друг с другом. Сцена разгорающейся ссоры дана на непрерывном музыкальном развитии. Разрабатывая в оркестре лаконичную инструментальную тему, Палиашвили вновь проявил себя как композитор-симфонист, чувствующий пульс симфонического движения.

Далее композитор пользуется известным оперным приемом: действие развивается в двух драматургических планах, которые накладываются друг на друга. Один план  – ссора Киазо и Малхаза, уже обнаживших сабли; другой план  – звучащая одновременно походная песня воинов («Арали»), Киазо в смятенье  – как быть, продолжать ли поединок с Малхазом или немедля спешить туда, куда зовет долг воина? Но порыв дикой ревности и злобы побеждает, и Киазо смертельно ранит противника.

Предсмертная ария Малхаза (ее мелодия звучала в оркестровом вступлении к опере)  – одна из наиболее выразительных, проникновенных страниц мировой оперной литературы. Музыка запечатлела скорбный миг прощания с жизнью, с любимой женщиной, тихое угасание Малхаза. Как печальное послесловие, звучит плач Маро, завершающийся траурными аккордами хора.

«Даиси» романтическая опера; правда искреннего теплого чувства, народность образов, этическая значительность содержания определяют ее жизненность и в наше время.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189