амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Хоровые сцены в операх Палиашвили

В опере Палиашвили значительное место отведено развернутым хоровым сценам, полным эпической мощи. Здесь воссоздан облик грузинского народа – мужественного и стойкого. Сочетание проникновенного лиризма и величавого героического эпоса  – важная особенность этого произведения. Она выделяет «Абесалома и Этери» среди ряда других опер не только XX, но и XIX столетия.

По характеру музыкальной драматургии «Абесалом и Этери» приближается к оратории. Действие развертывается неторопливо; эта медлительность напоминает эпический сказ. В опере преобладают медленные, спокойные темпы. Иногда на протяжении какой-либо большой сцены сохраняется одно основное настроение. Композитор избегает подчеркнутого драматизма: музыка «Абесалома» везде эмоциональна, выразительна, но вместе с тем ей присуща сдержанность: здесь нет резких порывов, острых драматических кульминаций. Даже в наиболее трагических по содержанию сценах преобладает мягкий повествовательно-лирический тон.

Основные оперные формы, применяемые в «Абесаломе»,  – ария, ансамбль, хор; речитативные построения часто крайне лаконичны. Отдельные номера закруглены, как бы несколько обособлены, носят «концертный» характер. Исключением в этом смысле является второе действие – сцена свадебного торжества, где больше сквозного музыкального развития.

Сценическая и драматическая сторона оперы отмечена значительной статичностью. Но это не умаляет музыкальных качеств произведения.

Стиль музыки «Абесалома и Этери» глубоко органичен и строго выдержан на протяжении всей оперы. Богатства грузинского народного творчества гармонически сочетаются с приемами, выработанными европейской, прежде всего русской, оперной школой.

З. Палиашвили художественно обобщил особенности многообразного грузинского музыкального фольклора. В «Абесаломе» композитор исходит главным образом из характера старинных крестьянских песен, преимущественно карталино-кахетинских, отчасти сванских. Использованы также элементы древнего культового пения, близкого к народной песне. Некоторые сольные эпизоды близки к городским песенным мелодиям.

После установления в Грузии советской власти деятельность Палиашвили получила широкое общественное признание. Теперь он работает с удвоенной энергией. В 1923 году появилась его вторая опера  – «Даиои». Подобно «Абесалому», она имеет огромное значение в истории грузинского музыкального искусства. Менее удачна последняя опера 3. Палиашвили «Латавра». Композитор написал также кантату, посвященную 10-летию революции, оркестровую сюиту на народные темы, романсы. Он вел педагогическую работу в Тбилисской консерватории (одно время был ее директором), выступал как дирижер.

После смерти 3. Палиашвили его имя было присвоено Тбилисскому театру оперы и балета.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама