Художественная самодеятельность в 30-х годах

«Вечером 2 мая 1936 года на площади Урицкого  был устроен своеобразный «праздник песни», – читаем мы в журнале «Народное творчество». – В разных частях площади выросло десять трибун. На них поместились дирижеры. Вокруг них  – хоры, духовые оркестры и за ними массы народа. На главной трибуне у Зимнего дворца И. В. Немцев. Вокруг него  – «актив запевал» в 1 500 певцов и музыкантов… Немцев с «активом» начал песню, дирижеры на трибунах подхватили ее, и вся площадь огласилась могучими звуками. Пело около 80 000 человек».

Художественная самодеятельность уже тогда стала мощным средством эстетического воспитания народа. Она охватила все слои многонационального населения нашего государства.

Надо сказать и о советском музыкознании, роль которого заметно возросла. Продолжалась публикация различных материалов и документов (письма Чайковского, Бородина, Стасова, Глинки). Появились первые советские учебники по истории музыки (в этой области работали М. Пекелис, В. Ферман), по гармонии.

Не забудется имя талантливого ленинградского музыкального критика И. Соллертинского, автора ряда работ о западноевропейской музыке. Он обладал энциклопедическими познаниями, большим публицистическим темпераментом. Однако И. Соллерти, некий допускал порой серьезные ошибки, высоко оценивая творчество таких «столпов» музыкального формализма, как, например, Шенберг. Плодотворно работали в области музыкальной критики А. Шавердян (ему принадлежат также работы по истории армянской музыки), Г. Хубов. В. Цуккерман, Л. Мазель, Ю. Тюлин посвятили свою деятельность разработке музыкально-теоретических вопросов.

Основной музыкальной трибуной стал журнал «Советская музыка», публиковавший разнообразные статьи и материалы на современные темы и о проблемах музыкального наследия.

Наша музыкально-критическая мысль лишь постепенно освобождалась от пережитков «современничества» и вульгаризаторских ошибок. Иногда критика давала явно завышенную оценку некоторым произведениям (главным образом, операм), прощая во имя актуальной темы художественное несовершенство. Примитивность, внешняя показная «народность» порой трактовались как проявление подлинного демократизма.

В прессе, на дискуссиях в Союзе композиторов возникали горячие споры. Их результаты не всегда были плодотворны. Но самый факт напряженных поисков истины имел положительное значение.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189