амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Заимствования из народного песнетворчества

Но слушатель не ощущает никакого разлада между оригинальным творчеством Палиашвили и введенными в ткань оперы народными напевами. Так, замечательный диалог Абесалома и Мурмана в четвертом действии построен на хоровой песне, встречающейся в различных вариантах в ряде местностей Грузии. Но в опере эта песня симфонизирована и воспринимается как нераздельная часть целого. Музыка оперы одновременно самобытна и народна. Она представляет собой органический сплав, глубокое и проникновенное художественно-выразительное единство.

Второй оперой Палиашвили была «Даиси» («Сумерки»), написанная уже после установления в Грузии Советской власти и впервые поставленная в 1923 году. Здесь Палиашвили реализовал новую творческую задачу: после национально-эпического музыкального спектакля он создал национальную лирико-драматическую оперу.

Автором либретто был актер-драматург В. Гуния. Сюжет крайне прост и, на первый взгляд, традиционен. Двое юношей любят одну и ту же девушку. Отвергнутый должен отправиться на защиту родины от врага, но чувство ревности и жажда мести в нем торжествуют. Тайком он возвращается домой и в поединке убивает соперника. Тем самым он оказывается вдвойне преступным: как убийца и как трус. Но сюжетная традиционность в действительности – только кажущаяся. Драматургическим стержнем оперы является не обычное столкновение двух соперников, а конфликт между личным чувством и долгом перед родиной. Это отличает романтическую героику оперы «Сумерки» от индивидуалистической романтики большинства подобных произведений. Вместе с тем можно констатировать явственную идейную близость между этой оперой и «Дареджан Коварной» Баланчивадзе, хотя между ними и существует различие в художественном претворении: в то время как Баланчивадзе заставляет узнавать об основном противоречии из высказываний персонажей, Палиашвили раскрывает его конкретно, сценически.

Соответственно иному содержанию изменена в «Сумерках» и музыкальная структура. Прежде всего это сказалось на характере хоров. В «Сумерках» они являются живой народной массой, бесхитростно веселящейся на деревенском празднике, настороженно сосредоточенной при известии о нападении врага, горячо воодушевленной, когда идет на защиту родной земли. Отсюда – художественное многообразие хоров, которое легко заметить, сравнив хотя бы превосходную деревенскую сцену с шуточными песнями и характерными плясками в начале второго действия и грандиозный хорал с колокольным звоном в его заключении. Все это рождает активную подвижность хоров в «Сумерках» и отличает их от монументализма хоров «Абесалома и Этери».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама