Жанр оперетты в послевоенные годы

В послевоенные года композиторы вновь обратились к жанру оперетты. В этой области наметилось движение вперед. Появились удачные произведения, прочно закрепившиеся в репертуаре ряда театров; более четко обозначились черты нового, присущие именно советскому опереточному театру.

Лучшие оперетты тех лет с полным основанием можно называть музыкальными комедиями. Да, это комедии, а не смесь водевиля, фарса и мелодрамы, столь типичная для ряда зарубежных оперетт. Комедийность этих произведений – в сочетании специфической для жанра формы с общественно весомым содержанием, актуальной тематикой. Вот почему эти произведения одновременно и «легкие» и «серьезные». Их авторы, не порывая с жанровыми традициями, руководствуются принципами реализма, которые лежат в основе советской музыкальной культуры.

Прогрессивные, новаторские тенденции искусства музыкальной комедии с особенной силой проявились в «Вольном ветре» И. Дунаевского (1947, либретто В. Винникова, В. Крахта и В. Типота). Это произведение вызвало споры: возможно ли средствами столь «легкомысленного» жанра раскрыть большую идею борьбы с происками поджигателей войны? Но в том-то и дело, что «Вольный ветер» – оперетта, хотя и веселая, однако, отнюдь не легкомысленная! Решая стоявшую перед ним задачу, Дунаевский выдвинул на первый план образ народа, ввел в музыкальную драматургию произведения действенные, героические элементы. Тема «Вольного ветра» определила его стилистические особенности. Важнейший музыкальный образ оперетты – превосходная песня о вольном ветре. Она проникнута боевым духом революционных песен и отлично характеризует народ, его достойного вожака Янко. Выразительность и изобразительность музыки очень велика. В начале песни мы словно видим горные тропы, по которым идут бесстрашные партизаны, презревшие опасность и самую смерть. А в припеве – благородная решимость, вера в будущее, чувство товарищества, боевого братства.

Ритм энергичного марша лежит также в основе песни Янко о моряках, которая впитала в себя лучшие качества наших массовых песен этого жанра.

Есть в «Вольном ветре» и традиционные опереточные номера: «каскад» – зажигательная песенка Пепиты, лирический вальс-дуэт Стеллы и Янко, джазовые куплеты матросов Фомы и Филиппа. Музыка озаряет оперетту блеском большого специфически комедийного таланта. Сколько в ней мелодических «изюминок»! Почти каждый номер – броская, врезывающаяся в память тема, хорошо обработанная и развитая. Несмотря на рыхлость драматургии и отдельные стилистические просчеты, «Вольный ветер» до сих пор остается лучшей советской опереттой.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189