Жанр военного марша

Среди многочисленных произведений С. Чернецкого (были удачные марши, сочетавшие «строевой» характер музыки с выразительной песенностью тем, торжественностью, энергией («Марш танкистов», «Юбилейный встречный марш Красной Армии», «Торжественный марш»), К сожалению, С. Чернецкий далеко не всегда развивал лучшие, прогрессивные элементы своего творчества. Порой он следовал старым, отжившим традициям «капельмейстерской музыки». Отсюда недостатки его наименее удачных маршей: бездумный, поверхностно-легковесный склад музыки, банальность мелодического материала, национальная обезличенность стиля. Эти отрицательные черты присущи и некоторым маршам других авторов.

Тенденция, о которой идет речь, не соответствовала задаче – отобразить героический облик Советской Армии, защищающей социалистическое отечество. Марши старого типа не несли в себе качественно новое содержание, их связь с современностью выражалась, главным образом, в названиях. Названия же не имели сколько-нибудь заметной связи с музыкой и существовали лишь для того, чтобы можно было отличить один марш от другого.

Существовало также другое направление, особенно полно проявившее себя в маршах военного времени. Сложился тип нового советского марша (строевого и концертного). Основные его признаки – значительность содержания, яркая музыкальная образность, отвечающая программному наименованию, национальная определенность стиля, связь с песенным фольклором, интонациями советской массовой песни. Наиболее показательны в этом отношении лучшие марши Н. Иванова-Радкевича, много сделавшего для развития советской военной музыки. Его марши, несмотря на лаконичность формы, правдиво передают героические образы нашей действительности. Таков марш «Капитан Гастелло». Когда слушаешь эту стремительную, драматическую, полную огня музыку, перед глазами встает образ легендарного героя, бросившего свой горящий самолет на вражеские цистерны.

В марше «Народные мстители» «богатырские» интонации, тяжелая уверенная поступь, суровый грозный колорит тесно связаны с обликом наших отважных партизан.

«Капитан Гастелло» и «Народные мстители» – концертные марши, «Родная Москва» того же автора – пример художественного строевого марша.

Иногда композиторы вводили в марши мелодии популярных советских и старых революционных песен (таким приемом не раз пользовался С. Чернецкий). Это возможный, но не единственный путь музыкального обогащения жанра. В «Народных мстителях» песенных цитат нет, а музыкальный язык – народный, песенный. Тема марша «Родная Москва», по словам В. Цуккермана, «каждым своим изгибом выказывает народно-песенное происхождение, а в то же время по упругости и чеканке ритма не уступает любой чисто маршевой теме». Отзвуками массовых песен наполнен марш «Слава гвардейцам» Н. Чемберджи. Во многих маршах претворены элементы народной музыки советских республик. Назовем «Башкирский марш» Н. Чемберджи, «Героям Отечественной войны» А. Хачатуряна, «Узбекистан» Л. Шварца. Абхазские, киргизские, туркменские, украинские темы использовал в своих маршах Д. Салиман-Владимиров.

Появились также новые концертные произведения крупных форм – симфонии, увертюры, сюиты. Произведения этого типа писали Р. Глиэр, Н. Иванов-Радкевич, В. Кручинин, Б. Кожевников. Увеличилось количество переложений. Особенный энтузиазм публики вызывало исполнение духовым оркестром увертюры «1812 год» Чайковского.

От обработок массовых песен, строевых маршей до увертюр и симфоний Чайковского – таким широким стал военно-оркестровый репертуар доблестной армии страны социализма.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189