Жанры и типы балетной музыки в балете «Красный цветок»

В третьем действии балета «Красный цветок» (бал у начальника порта) – ряд западноевропейских и американских танцев (чарльстон и другие). Им противопоставлена музыка китайского театра. Отметим, кроме того, очень эффектный вальс, музыка которого настолько балетна, что, слушая ее вне сцены, как бы видишь вызванные ею танцевальные движения. Во второй половине действия специфически танцевальные «номера» уступают место музыке изобразительно-симфонической (второе покушение на советского капитана, восстание китайского народа). Наиболее симфонически развита заключительная сцена – смерть Тао-Хоа и апофеоз. Эта скорбно-лирическая поэма заключает в себе наиболее одухотворенные страницы произведения. Последние минуты жизни героини переданы выразительным, трепетным звучанием ее лейтмотивов. Апофеоз основан ш теме «Интернационала», которая дана здесь широко и развернута на фоне светлых праздничных фигураций.

В «Красном цветке» Глиэр использовал различные жанры и типы балетной музыки. Один из музыкальных «пластов» балета – китайские танцы, музыка которых обильно насыщена пентатоникой. Другой «пласт»  – танцы и сцены лирико-романтического плана, эмоциональные, мелодически развитые Адажио, Анданте. Здесь ощущается связь с традициями балетной музыки Чайковского, Глазунова. В особую группу надо выделить «западные» танцы с синкопическими ритмами. Введенные композитором в первое и третье действия, они своими стилистическими особенностями противостоят китайским танцам и танцу советских матросов «Яблочко», занимающему в балете особое, центрально-кульминационное место.

Наличие в балете лейтмотивов, характер изложения которых меняется в зависимости от ситуации, сцен с музыкой не танцевально-прикладного, а изобразительного, эмоционально-напряженного склада, говорит о том, что партитура «Красного цветка* не лишена элементов симфонизма.

В «Красном цветке» есть ряд недостатков, отчасти обусловленных общим, еще недостаточно высоким уровнем советского музыкального творчества тех лет. Мы отмечали выше известную драматургическую рыхлость балета, схематизм в обрисовке советских людей. Музыка Глиэра, всюду танцевальная и благодарная для балетмейстера и танцоров, не всегда обладает достаточно высокими художественными качествами. Некоторым танцам и сценам (особенно тем, которые написаны в медленном движении! присуща внешняя, несколько салонная «красивость», не хватав! глубины и большой силы чувства. Разнородные влияния, переплетаясь между собой, порой создают ощущение эклектичности стиля. Наряду с влияниями Чайковского, Глазунова, иногда довольно неожиданно возникают типично скрябинские интонации и гармонии («Видение Тао-Хоа») или отзвуки Шумана («Танец с чашей»). Музыке «Красного цветка» недостает индивидуальной самобытности стиля.

Однако нельзя забывать, что «Красный цветок» был первым советским балетом, раскрывающим большую политически актуальную тему. Недостатки этого произведения не могут заслонить того факта, что именно Глиэр достиг первых успехов в историк советского балетного искусства.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189